image description

High art публикации

Art бизнес


Почему абстрактное искусство популярно на рынке?

Почему абстрактное искусство популярно на рынке?


Абстрактное искусство давно покорило арт-рынок. Почти каждый аукцион искусства ХХ-ХХI веков, проводимый Christie's или Sotheby's, примерно на треть заполнен абстрактными полотнами, - причем тема торгов не важна: они могут быть посвящены как французским авангардистам, так и современному искусству Африки.

Помимо того, что лоты с абстракционистскими полотнами уже два десятка лет заполоняют собой залы продаж, цены на сомнительные картины могут превышать суммы, отданные за работы Дали, Пикассо и других признанных гениев на тех же аукционах. Попытаемся разобраться, почему на рынке высокого искусства так много работ абстракционистов и почему коллекционеры не скупятся отдавать за них круглые суммы.

Абстрактное искусство: тогда и сейчас

Абстрактное искусство или, как принято назвать его у нас в стране, беспредметное искусство – отказывается от подражания зримому миру, объемной реальности. Соответственно, для искусствоведческой интерпретации оно, обращенное к обобщенному, «незримому» сложно и одновременно просто, так как допускает бесконечное множество трактовок.

К какому «незримому» обращаются авторы абстрактных полотен, на что направляют они взгляд зрителя? Обратимся к основоположникам направления. К примеру, русский художник Василий Кандинский в своем труде «Содержание и форма» (1910) писал, что формы, подражающие природе, не выражают внутреннее "абстрактное" содержание предмета, поэтому художник должен изображать его иначе, чем он выглядит в реальности и материализовывать содержание. А Каземир Малевич, подаривший миру супрематизм, описывал свое искусство, как долгожданное «высвобождение ощущений от предметной реальности», которые он передает с помощью геометрических фигур.

Такие объяснения вряд ли покажутся исчерпывающими для желающего дойти до сути: что считать «абстрактным содержанием фигур», и что подразумевает Малевич под «ощущениями от предметного мира» и какую творческую задачу решает художник, транслируя их? Однако в защиту тех, кто стоял у истоков беспредметной живописи, можно сказать, что им самостоятельно приходилось прокладывать себе путь: утверждать и отстаивать новое искусство, пытаться теоретизировать результат художественного эксперимента, которым по сути являлось новое направление. Конечно, по количеству написанных ими книг и статей можно сказать, что ребята сильно увлеклись своими теориями, однако все это осталось в прошлом. В парадоксальном мире постмодернизма художнику не нужно ничего отстаивать, необязательно даже что-либо выражать, так как смыслом произведение наделяет не он, а куратор. Безграничный простор для фантазии! Особенно когда перед тобой на холсте предстают не живые образы, а сочетание цветовых пятен, динамичных и не очень мазков, красочных плевочков, геометрических фигур, линий, точек…

Как создать продаваемый "шедевр" из пустоты

В качестве яркого примера того, как практически из ничего делается желанная добыча коллекционера, покажем работу современной американской художницы Сесиль Браун, проданной за 3,7 млн долларов на аукционе Christie’s в сентябре 2019 года. Что видит зритель, взирающий на трехметровый триптих «Разве ты не знал, разве ты не слышал»? Энергичные мазки преимущественно оранжевого, голубого, бордового, бежевого цветов, хаотично покрывающие трехметровую плоскость. Может быть здесь изображен глаз стрекозы, раздавленный трактором?..

«Разве ты не знал, разве ты не слышал" - безмолвно упрекает Сесиль Браун своего невежественного зрителя, которому не хватает интеллекта для понимания ее искусства. Спасибо арт-критикам - они приходят на помощь теряющимся в догадках нам. И вот мы уже вниманием их словам: картина – уникальный случай в истории живописи: художнице удалось передать «внушительную мощь человеческой плоти без прямого изображения людей».

Однако триптих экспонировался в галерее Ларри Гагосяна – американского арт-диллера и галериста, одного из самых влиятельных людей на арт-рынке на сегодняшний день. Поэтому сказать, что картина несомненно хороша и интересна - мало, необходимо доказать, что перед нами - настоящий шедевр с несколькими смысловыми слоями: «триптих резонирует с огромным количеством известных произведений: широкие движения кисти и тлеющая палитра сближают его с картиной Питера Пауля Рубенса «Поражение царя Ассура», своим характером он напоминает «Больших купальщиков» Поля Сезанна, переданной телесностью - «Сад земных наслаждений» Босха. Увидели палец Леонардо да Винчи в правом нижнем углу? Неудивительно! По мнению арт-критиков, картина обладает уникальным воздействием: в памяти зрителя она воспроизводит всю историю искусства, «абстрагируя ее формы, но сохраняя при этом повествовательность». Разумеется, только у тех, кто про нее слышал.

Кстати, название картины, можно воспринять как отсылку к строкам из Библии: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим ( Исаия 40:28-31). Вот и дополнительный смысловой слой, религиозный. Вот и дополнительная зацепка для потенциального покупателя, околдованного глубокомысленностью картины. Правда, какую мысль несет художник и каким образом связать библейскую цитату с тем что мы лицезреем, нам не говорят – каждый постигает сам в меру своей духовности.

Художники-абстракционисты

У хорошо разрекламированного абстрактного искусства находится множество поклонников, которые искренне считают его глубоким и интеллектуальным. Мир вообще делится на тех, кто перед картинами Поллока восклицает «да мой ребенок так может!» и тех, кто гневно отвечает им: «Нет, не может! Хотя бы потому что детям не свойственно абстрактное мышление». Согласиться можно и с первыми, и со вторыми, однако мы не будем этого делать, а приведем занятный факт.

С 3 по 19 декабря 2019 года в Лондонской галерее «The Mayor Gallery», известной своими экстравагантными выставками, пройдет выставка-продажа картин шимпанзе по кличке Конго. Все, представленные на ней работы вышли из под руки молодого шимпанзе, творившего в конце пятидесятых годов прошлого века. В ходе этих экспериментов художник и зоолог изучал творческие способности приматов.

К какому направлению ближе всего картины обезьяна Конго? Правильно, к абстрактной живописи. Можно еще раз повторить звучавший ранее аргумент, что и дети и уж тем более животные не умеют абстрактно мыслить. Но как, если мы не знаем авторов картин, отличить творения Конго от человеческой абстракции? Как понять, что справа шимпанзе водил кистью по бумаге, повторяя жест, с которым его сородичи раскладывают листья, а слева озаренный художник стремился передать воздействие космической энергии на умы человечества?

Разумеется, нельзя подводить под одну черту все абстрактное искусство. Есть замечательные примеры, которые мы обязательно осветим чуть позже. Однако сейчас в нашей статье идет речь о работах не самого высокого качества, которые выдаются за шедевры и стоят столько же.

Описанная выше схема очень удобна для тех кто хочет называться художником и зарабатывать на своем искусстве. Можно выбрать любую технику, лучше самую простую в исполнении – вспомним шедевр Сая Твомбли "Без названия", проданный за 69,6 млн долларов. Ведь для абстрактного искусства не существует четких критериев оценки, да и как оценивать изображение предмета, в отсутствии самого предмета? Поэтому никто не скажет, что колорит картины вычурен, а кисть слишком сдержана. Зато хорошо владеющий приемами убеждения арт-критик с легкостью докажет вам, что произведение ценно и его необходимо купить. Таким образом все больше и больше современных художников в поисках золотой жилы встают на путь абстрактного искусства.

Абстрактное искусство выгодно инвестировать, следовательно, оно в моде и наоборот.

Мы уже сказали о художниках и критиках, а каковы позиции третьих участников рыночного процесса, то есть покупателей картин? Здесь факты говорят сами за себя: абстрактное искусство любимо коллекционерами, раз за него готовы выкладывать круглые суммы. Оно стало модным еще в конце ХХ века, когда настоящие шедевры, которых и так за всю историю человечества создано немного, стали выходить из рыночного оборота. Что делать в этом случае, чтобы рынок не сдулся? Выдавать за шедевры то, что сбивает с толка зрителя своей абсурдностью, неясностью и оригинальностью. Абстрактное искусство как раз обладает перечисленными свойствами, а пример того, как это делается, мы разобрали выше.

В то время на пике моды крупные коллекционеры стали приобретать многочисленные абстрактные полотна для своих коллекций. Почему же мода на абстракцию вошла в привычку и не угасает? Крупные коллекционеры, которые хотят чтобы их собрание приносило доход и поддерживало статус владельца, заинтересованы в том, чтобы цены на искусство Поллока и его последователей не спадали, о художниках постоянно говорили, приподнимая их имена на самые пики трендов.

Таким образом, состоятельные владельцы картин финансово поддерживают тех, кто раздувает мыльный пузырь современного искусства и говорит, что картины таких художников как Сесиль Браун, гениальны. Так в известной сказке Ганса Христиана Андерсена хитрые портные уверяли всех жителей города, что король облачен в роскошные наряды. Остается лишь выбрать, быть здесь слепцом из толпы или мальчиком, не побоявшимся сказать: "А король-то голый!".


Оцените публикацию

(Нет голосов)

Комментарии